Реестровое казачество на государственной службе
Одним махом покончил с неопределенным положением казаков принятый в конце 2005 года федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Его ждали долго, хотели от него многого, а в первую очередь – получения возможности находиться на государственной службе. Как следует из названия, решением именно этого вопроса озаботился законодатель.
Но здесь попридержим коней и сделаем небольшое лирическое отступление. А именно: почему же государственная служба так важна для казаков? В самом деле: чего они за нее ухватились, нужны им лишние заботы?
Да, посмейте сказать что-то подобное подлинному представителю казачества…
«За казаков, Отечество и веру православную!» — таков традиционный, веками проверенный казачий девиз. Без этих трех составляющих немыслим настоящий казак. Так сложилось исторически, так учили деды и прадеды.
Казаки исстари находились на государственной службе. Они оберегали южные русские рубежи, покоряли Сибирь, торжественно вступали в Париж. Казачьи полки были частью регулярной армии Российской империи.
Свободные люди, материально независимые за счет обрабатываемой ими и их семьями земли, они, тем не менее, несли государственную службу с великой радостью и энтузиазмом. Потому что так было проще и естественнее охранять мир и покой Отечества, за которое казаки всегда – горой.
Все изменилось с крушением старого строя, с приходом большевиков. Помните «Тихий Дон»? Казаки настороженно, с непониманием относились к новой власти. Изменения грозили отнять у них не только все привилегии, но и саму возможность служить Родине. Так оно и вышло.
После Гражданской войны началось «расказачивание». Речи о государственной службе уже не шло: само слово «казак» оказалось под запретом. Большевики стремились уничтожить, растоптать, расстрелять целый слой общества – слишком вольнолюбивый и отчаянно болеющий за Отечество.
Как же велика сила казачьего духа, если даже в таких условиях казаки сумели потихоньку продолжать передавать свои ценности, культуру из поколения в поколение наперекор существующему режиму и с неугасимой верой в более дружелюбное будущее.
И вот в 90-е про них вспомнили, ощутили, наконец, какую пользу они могут приносить России. А во второй половине нулевых один за другим последовали законы и указы, официально закрепляющие положение казачества.
Поскольку вопрос о государственной службе был для казаков наиболее острым, в разработке юридической базы из этого и исходили. Так, с 2005 года вошли в обиход словосочетания «государственный реестр» и «реестровое казачество».
Под реестром в законе подразумевается «информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах», а казаками признаются «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Это не значит, что казак, не пожелавший вступить ни в одно реестровое объединение, казаком не является. Речь о другом: он не получит права нести государственную службу.
Иерархия реестровых казачьих обществ выглядит так. Начальная ступень («первички») – станицы и хутора. Затем – районные (или юртовые) казачьи общества. Далее – окружные. И, наконец, войсковые.
Так, станица «Петровская» — «первичка» районного казачьего общества «Юго-Восток», являющегося частью Московского окружного казачьего общества. Последнее, в свою очередь, входит в состав Центрального казачьего войска.
Реестровых войсковых обществ на сегодняшний день одиннадцать:
- «Всевеликое войско Донское»
- Центральное казачье войско
- Волжское войсковое казачье общество
- Енисейское войсковое казачье общество
- Забайкальское войсковое казачье общество
- Иркутское войсковое казачье общество
- Кубанское войсковое казачье общество
- Оренбургское войсковое казачье общество
- Сибирское войсковое казачье общество
- Терское войсковое казачье общество
- Уссурийское войсковое казачье общество
За реестровым казачеством закреплены следующие виды государственной службы:
- По гражданской и территориальной обороне;
- По ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
- По охране общественного порядка;
- По борьбе с терроризмом;
- По природоохране и пожарной безопасности;
- По военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Как видим, забот у реестрового казачества немало. Поэтому только оно имеет право носить казачью форму, оружие и знаки отличия. Представим себе казака-общественника (не реестрового) в полном обмундировании. Получится, что своим внешним видом он вводит окружающих в заблуждение, ведь реальных полномочий не имеет, а обыватель не слишком хорошо разбирается в казачьих знаках отличия.
Впрочем, нельзя отрицать, что в действующих указах и законах относительно российского казачества — множество противоречий. Отсюда и бесконечные дискуссии между реестровыми и общественниками, переходящие порой в жаркие споры. Но не будем забывать: первый блин комом. Казаки должны держаться вместе и вместе обсуждать свои проблемы на благо общего дела, а не стремиться поделить сферы власти. Тогда упорство их предков будет оправдано.
Главное, что начало государственной службы казаков уже положено. Это – главное и неоспоримое свидетельство подлинного возрождения российского казачества.