Скажи мне правду, атаман
Сергей Иванович Фомин родился в 1970 году в селе Большесидоровском Красногвардейского района Адыгеи. Из крестьянской семьи с казачьими корнями. После окончания школы в 1988–1990 годах служил в инженерных войсках на Северном флоте, затем поступил в Армавирский технологический техникум. После армии жил и трудился в родном селе. С 1997 года живет в Майкопе.
С 2010 года — в реестровом казачестве. Учится заочно на юридическом факультете в Белореченском филиале АГУ. 10 июня 2016 года избран атаманом районного казачьего общества (РКО) Майкопа. Женат, имеет двоих детей, внучку.
Возрождение казачества вот уже более четверти века вызывает в России не только неподдельный интерес общества, но и многочисленные вопросы и критику. Порой обоснованную, порой нет. Но это означает, что казачество и его традиции до сих пор востребованы в нашей жизни. Несмотря на сложности и трудности становления, казаки стали неотъемлемой частью современной российской действительности. Сейчас внутри самого казачества происходит структурирование, смена поколений. Когда в казачьих обществах начинают задавать повестку дня представители казачьей молодежи, которые порой имеют свой взгляд на роль и место казаков в современной России. Одним из представителей таких казаков является новый атаман районного казачьего общества столицы Адыгеи Сергей Фомин.
Этнос или сословие?
— На ваш взгляд, казаки это народ?
— К поискам «этничности» казаков, обоснованиям идеи «казачьего народа» отношусь со скепсисом. Если обратить взор в прошлое, то можно увидеть, что казаками становились представители очень многих народов Евразии: от сербов и мадьяр до якутов и бурят. Из истории известны казачьи формирования калмыков, ногайцев, башкир, других этносов. Были среди них и представители народов Кавказа. Например, перед революцией 1917 года атаманом Амурского казачьего войска был генерал-кабардинец Константин Хагундоков, отец известной героини французского Сопротивления Ирен Хагундоковой-Люар. Да и на Кубани было немало казаков-черкесов, достаточно вспомнить историю Гривенско-Черкесской станицы.
Иррегулярные кавалерийские подразделения известны в истории многих стран, но только казачество России стало культурно-историческим явлением русской, шире — славянской цивилизации, впитав в себя при этом элементы традиций и культуры многих народов и этнических групп. В том и его ценность, что казачество давало возможность людям самых разных этносов объединиться вокруг идей служения Родине.
— Современных казаков иногда называют «ряжеными», подразумевая, что за яркой картинкой формы и парадов больше ничего нет.
— Есть и такое мнение. Возникло оно еще на заре возрождения казачества четверть века назад, когда сами казаки, не имея четкой программы и ориентиров, искали пути самореализации. Для большого числа казаков того времени возрождение казачества сводилось именно к внешним атрибутам и фольклору. Это очень сильно, как, впрочем, и околополитические дрязги, навредило имиджу казачества, а мнение о «ряжености» казаков оказалось довольно устойчиво. Вместе с тем отвечу, что некоторые рядовые казаки и даже целые общества сами дают почву для подобной критики в отношении всего казачества. Есть такие примеры, к сожалению, и у нас. Но будем стараться исправлять ситуацию, дабы завоевывать авторитет у населения, и главное — не пафосными словами, а конкретными, полезными и для казаков, и всех жителей города делами.
— Зов предков — красивая фраза?
— Сложно сказать, но, думаю, что под этими словами скрывается что-то сокровенное для понимания. Я рос в советские времена, когда о казачестве вспоминали редко, в основном, по событиям Великой Отечественной. Дальше история казачества тонула в тумане исторических и идеологических мифов и нагромождений.
Предки моего отца, Ивана Михайловича, которого, как и мамы Марии Федоровны, уже нет с нами, как позже я выяснил у родственников, были выходцами с Дона. Пращуры по маминой линии были казаки Пискловы из станицы Зеленчукской. Кроме того, в детстве я застал в живых своего деда Михаила Захаровича Фомина, который жил в селе Новосевастопольском. Он был слепой, но всегда поражал меня своим жизнелюбием. Был виноградарем и знатным бондарем. Причем, сегодня не каждый здоровый мужчина сможет смастерить бочку, а он делал, и на совесть, на ощупь. Всегда привлекала его манера поведения, речь, пересыпанная поговорками и пословицами, мягкий южный говор — балачка. Когда дедушка умер, мне было 12 лет, но я запомнил многое из его рассказов. По его словам, его отец, мой прадед, служил у Корнилова и во время боев с большевиками в 1918 году ушел вместе с корниловцами, а прабабушка с дедушкой остались в Новосевастопольском. Потом следы прадеда затерялись.
В 90-е годы произошел полный слом нравственных ориентиров в обществе, старых идеологических конструкций. Многие потеряли уверенность не только в завтрашнем, но и сегодняшнем дне. Людям сверху стали навязываться чуждые ценности, поэтому для части общества, особенно потомков казаков православная вера и казачьи традиции стали спасительным ковчегом, в котором можно было сохранить память предков, свою идентичность. Случайные люди, которые порой не имели казачьих корней, долго в движении не задерживались, им были непонятны глубинные корни казачьих традиций и уклада жизни. Поэтому долгое время я был, так сказать, среди «сочувствующих» казачьему движению и только шесть лет назад официально вступил в реестровое казачество, почувствовав, что казачество как явление все-таки состоялось и я могу внести в его сохранение и развитие свой вклад.
Что впереди
— Какие главные задачи ставите для себя на посту атамана районного общества Майкопа?
— Наше общество объединяет пять хуторских и одно городское общество. Наличие в них горожан и жителей пригородных поселков и станицы, конечно, имеет свои особенности. Для первичных обществ в последнее время был характерен некоторый «анархизм» и попытки постоянно оппонировать общим решениям. Поиск разумных компромиссов и укрепление горизонтальных и вертикальных связей между всеми шестью обществами и РКО — это то, что, на мой взгляд, позволит сделать районное общество заметной общественной силой в городе. Для этого есть большой потенциал. В составе РКО сейчас официально числятся 470 казаков, около 1,5 тыс. это так называемые «сочувствующие», то есть вместе с членами семей наберется около 4–5 тысяч тех, для кого казачьи традиции небезразличны.
Для решения многих проблем, считаю, нужно шире привлекать молодых казаков, не теряя, конечно, традиций уважения старших и их мнения, то есть казачьей жизни в городе необходим импульс, казаки должны почувствовать свою востребованность и самое главное — ответственность.
Отрадно, что многие наши инициативы находят отклик и поддержку у городских властей и лично главы города Александра Наролина. В ближайшее время выходим на подписание соглашения с городским отделом ГО и ЧС по оказанию казаками города помощи в случае стихийных бедствий и обеспечения противопожарной безопасности, ведем переговоры о выделении земельного участка, доходы от которого станут серьезным подспорьем в работе обществ. Идей много, но все они упираются, конечно, в финансы.
Еще одно важное, на мой взгляд, направление — пропаганда семейных ценностей. Еще будучи атаманом городского общества, я решил возродить участие в казачьей жизни женщин-казачек. И первые результаты есть: голос берегинь казачьих очагов зазвучал громче. Продолжим работу с детьми, благо опыт накоплен достаточный: общества города тесно работают с детскими садами №№ 2 и 55 в Майкопе, казачья детвора активно участвует в спортивных и патриотических мероприятиях, например, в ежегодных детских казачьих играх «Майкопский сполох» и многих других. Есть идеи об открытии хотя бы в одной из школ города класса казачьей направленности. В этом мы серьезно отстаем от соседей-кубанцев.
Вообще работа с подрастающим поколением была и остается в приоритете, как и укрепление отношений с Русской православной церковью. Не секрет, что многие молодые казаки невоцерковлены, являются православными только по рождению. Это тоже важный аспект нашей работы.
Намерены углублять сотрудничество с властями города, общественными и национально-культурными организациями. Нужно выходить из некоей самоизоляции и открыто обсуждать, и компромиссно решать текущие общественные проблемы. Основной посыл — казаки Майкопа стоят за сотрудничество и созидание во благо всех жителей города. Что касается политической жизни, то отмечу, что согласно уставам реестровые казаки вне политики, тем не менее рядовым казакам не возбраняется проявлять свои политические взгляды на выборах всех уровней.
О семье
и казачьей чести
— Семья атамана живет по «Домострою»?
— Нет, конечно. Невозможно перенести все условности и традиции века XVII века в современную действительность. То же касается и многих казачьих традиций. Тем не менее основа остается. На мой взгляд, главное в семье — это взаимоуважение и добролюбие. Силой и грубым словом можно только усугубить проблему, а не решить. Ну, и, конечно, смирение перед неизбежными трудностями и сложностями. Народ не зря ведь говорит: «Глаза боятся, а руки делают!». Как уроженец села в городе живу в своем доме, стены квартиры тесны. Есть небольшой участок, земля. Планирую в обозримом будущем заняться деревообработкой. Это не только малый бизнес, но и возможность научить чему-то молодежь.
— Как вы воспитываете сына?
— Даниилу семь лет, в этом году идет в школу, но с трех лет он уже, как говорят в народе, «казакует». Активно участвует во многих мероприятиях, есть уже и награды. Как воспитываю? В разумной строгости, наверно. По-мужски. Важно не наказать ребенка за проступок, а разъяснить ему, почему нельзя так поступать. Тогда результат будет более весомым. Ну, и доверие, конечно. Ребенку, который боится родителей и не доверяет им, будет сложно в дальнейшем найти себя. И еще, важно не допускать вранья и фальши в отношении с детьми, они их очень тонко чувствуют.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Его не так много, поэтому отдохновение нахожу в общении с природой, в частности, в рыбалке. И пусть улов будет невелик, это время обычно проводим вместе с семьей, что тоже очень сближает.
— Ваш жизненный принцип?
— Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
Беседовал
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.